Организация питания в нашей школе
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.
Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Организации питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.
В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится Совету по питанию.
В начале учебного года был создан Совет по питанию.
Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным руководителем учреждения.
Функции Совета по питанию:
1. Контроль за выполнением примерного рациона питания, разнообразия блюд по дням недели.
Примерный рацион питания разрабатывается технологом (специалистом) отдела образования, утверждается начальником отдела образования, согласовывается со специалистом управления образования облисполкома) .
2. Контроль за организацией рационального питания:
— охват горячим питанием;
-дифференциацию питания по возрастным группам;
— физиологическая полноценность рационов, одинаковость предлагаемых блюд в ассортименте на любой прием пищи;
— строгий учет детей, нуждающихся в диетическом питании (с обязательным заключением).
3. Контроль работы пищеблока.
— организация производственного процесса;
— ведение документации;
— санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, складских помещений;
— режим мытья посуды;
— наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств;
— рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с последующим пломбированием его и наличие заключительного акта;
— соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.
4. Контроль за организацией снабжения продуктами питания пищеблока учреждения образования:
— меры по снижению затрат на закупку пищевых продуктов и сырья, исключения посредников из системыобеспечения;
— использование местных производственных ресурсов;
— заключение договоров на прямые поставки продуктов питания;
— принимаемые меры по удешевлению питания и улучшению его качества учреждениями образования, заготовка картофеля плодоовощной продукции и по возможности переработка (засолка, закваска и др. виды переработки), согласно нормативной документации;
— своевременность подачи заявок кладовщиком, поваром, медицинским работником, согласно примерного рациона питания и их выполнение в полном объеме и ассортименте.
5. Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации:
-соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах — о содержании нитратов. Наличие маркировочных ярлыков в каждом фасованном поставляемом товаре. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.
6. Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд:
— осуществляется проверка закладки сырой продукции, выход готового блюда или изделия в соответствии с меню-раскладкой и технологической карты блюд;
— контроль раздачи пищи, температура блюда и время его подачи.
7. Контроль за соблюдением ключевых технологических операций при приготовлении пищи: выдерживается ли температурный режим, правильность холодной обработки сырья, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырье требуемую технологическую обработку и т.д.
8. Контроль за доброкачественностью пищи:
— данный контроль осуществляется на всех стадиях ее приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;
— соблюдение графика приема пищи детьми.
Помимо контрольных функций Совет по питанию проводит работу по пропаганде здорового образа жизни и основ рационального питания, контролю за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц, проводил работу по разработке методических рекомендаций, памяток и для педагогов, учащихся и родителей.