ГУО "Докурнишская средняя школа"

Юридический адрес: Гродненская область, Ошмянский р-н, аг.ст.Ошмяны, Пионерская, 19

Телефон приёмной: 8 015 937 34 46

Государственное учреждение образования

«Докурнишская средняя школа»

Инновационный опыт

О технологии

Перевернутое обучение (англ. Flipped learning) — это технология осуществления процесса обучения, в которой предполагается, что учащиеся с по­мощью гаджетов прослушивают и просматривают видеоуроки, изучают допол­нительные источники самостоятельно (во внеурочное время), а затем в классе все вместе обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Такая организация обучения по­буждает учащихся учиться друг у друга.

К особенностям «перевернутого» обучения можно отнести:

— изменение роли учителя, который превращается в наставника; роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координа­цию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;

— учебные материалы представлены в виде электронных образователь­ных ресурсов; благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки; книги уже не является единственным источником информации, а учителя единствен­ными источниками знаний; каждый, кто имеет выход в сеть Интернет, в удоб­ное для него время может получить качественный электронный образователь­ный контент;

— повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теорети­ческое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не за­нимать центральное место; содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний; осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого, он открывает для себя новые знания;

— обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях; технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освобо­дить время для общения с учениками. Фактически появляется возможность ра­ботать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учени­кам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают про­блемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одно­классников. Технология «перевернутого обучения» способствует развитию персонализированного подхода в обучении.

В отношении внедрения модели «Перевернутый урок» в современное образование как нельзя лучше подойдут слова генерального директора ЮНЕСКО в 1999-2009 годах Коитиро Мацуура: «Какое образование в стране сегодня – такое будущее у страны завтра».

Ряд учителей во всем мире, использующие идею перевернутого урока, отмечают, что применение рассматриваемой модели позволяет повысить качество образования учащихся, а также решать проблемы образовательной практики. Изменение позиции учителя и учащегося (учащиеся чувствуют свою ответственность в том, что они сами теперь становятся ответственными за свое обучение) – это новый шаг в образовании.

Представленные материалы могут быть полезны:

 администрации учреждений образования как механизм повышения качества обучения путем постановки новых целей образования, определения новой роли педагога в образовательном процессе, применения новых форм и методов проектирования и проведения эффективного урока как структурно-функциональной единицы образовательного процесса;

— учителям-предметникам для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала путем чередования компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома; на учебном занятии организуется практическая деятельность.

Одно из условий использования данной модели

— наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет или смартфона.

Результаты:

Внедрение модели «Перевернутый урок» в образовательный процесс позволяет:

— повысить информационно-компьютерную компетентность как учащихся, так и педагогов;

— повысить уровень коммуникативной компетентности учащихся;

— повысить качество знаний и мотивацию учащихся как к изучению учебных предметов, где реализуется «Перевернутый урок», так и к обучению в целом;

— повысить профессиональный уровень и степень удовлетворенностью своим трудом педагогов;

— снизить уровень тревожности учащихся

Возможные риски:

— невысокий уровень мотивационной готовности и профессиональной компетентности педагогов;

— недостаточная материально-техническая оснащенность учреждения образования;

— незаинтересованность субъектов социума во взаимодействии с учреждением образования;

— неожиданные изменения в составе участников педагогического проекта.

Модель проекта

«Внедрение модели «Перевернутый урок»

как механизма повышения качества образования учащихся учреждений общего среднего образования»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

НА КОТОРЫХ ОСНОВАНО «ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Теоретической основой перевернутого обучения является теория учебной деятельности. Под деятельностью понимают активность, процесс (процессы) взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет свои потребности, приближается к цели, дает личностно-значимый или общественно значимый результат. При этом субъект видит смысл в этой активности, то есть она характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Теория деятельности рассматривает личность в контексте функционирования и структуры психического отражения в процессе деятельности. Предмет рассмотрения теории – целостная деятельность как органичная система во всех ее формах и видах. В теории рассматриваются внутренняя и внешняя деятельность. Доказано, что структура внутренней деятельности аналогична структуре деятельности внешней. Она отличается лишь формой протекания. Деятельность   внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, имеет свой операциональный состав. Разница состоит в том, что в ней действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат. При организации перевернутого обучения учащиеся «проживают» полный цикл деятельности: опираются на свои потребности, формулируют цель и планируют действия, осуществляют ее, а затем оценивают полученные результаты. При необходимости осуществляется коррекция.

Перевернутое обучение реализуется в рамках многих образовательных подходов. Однако, наиболее значимыми являются личностно-ориентированный и компетентностный. Первый из них, по определению И. С. Якиманской, представляет собой сочетание обучения, которое понимается как нормативно-соответствующий процесс передачи ученикам социального опыта, знаний об основах наук, и учения, как индивидуально значимой деятельности отдельного ученика. Его суть заключается в том, что личность ребенка, его неповторимая индивидуальность составляют главную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход задает определенную ориентацию учителя в педагогической деятельности, которая подразумевает учет особенностей, возможностей, интересов, потребностей, каждой личности, раскрытие и развитие ее способностей, организацию образовательного процесса в зоне ближайшей развития каждого ученика.

Перевернутое обучение его теоретиками понимается как практико-ориентированное образование, нацеленное на достижение планируемых результатов обучения: личностных и предметных. Учитель совместно с учащимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории, как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов, в том числе сети интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях информационно-образовательной среды учреждения образования.

«Перевернутый урок» характеризуется сменой роли учителя, который оставляет свою центральную позицию в пользу большего взаимодействия и сотрудничества в процессе обучения. Также происходит и сопутствующее изменение роли учащегося, многие из которых ранее были пассивными участниками процесса обучения, где знания преподносились им в готовом виде. Перевернутая модель возлагает больше ответственности за обучение на плечи учащихся, давая им больший импульс к экспериментам. То, что перевернутая модель делает действительно хорошо, это значительный сдвиг в приоритетах — от простого прохождения материала на занятиях к его освоению. Модель «Перевернутый урок», внедряемый в образовательную практику учреждения общего среднего образования, позволит повысить мотивацию к обучению, привлекая к данному процессу самих учащихся, даст им возможность самореализоваться, усвоить и закрепить знания в изучаемой предметной области.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК»

Ведущая идея — создание условий для индивидуализации образовательного процесса с учетом личностных потребностей и возможностей учащихся, обеспечения всех видов поддержки на основе применения методики «перевернутый урок»

Модель состоит из концептуальной и технологической частей.

Концептуальная часть – это краткое описание научных теорий и разработок, которые лежат в основе модели: теория деятельности, личностно-ориентированный и компетентностный подходы и соответствующие принципы организации деятельности обучаемых и самого педагога.

Технологическая часть включает целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

1. Успешность учащихся в овладении ими учебным материалом соответствующего уровня обучения (знаний и предметных умений), а также становление и развитие у них актуальных познавательных и социальных компетенций, которые обозначены в пояснительных записках к учебным программам и в компетентностной модели выпускника школы.

2. Становление у учителей школы нового эффективного опыта организации учения обучающихся.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание деятельности педагогов и учащихся задается:

— общими целями образования;

— учебной программой по предмету;

— набором задач-ситуаций, которые создаются педагогом на уроке и для домашней работы учащихся и направлены на формирование у них актуальных ключевых компетенций.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Деятельность администрации:

— организационно-управленческие мероприятия, направленные на реализацию модели и психологическое сопровождение проекта;

— информационно-разъяснительная работа с учащимися и их родителями.

Деятельность учителя:

— изучение теоретических основ и практики осуществления перевернутого обучения. Для этого используются и внутришкольные семинары, и источники педагогической печати, и материалы интернет;

— объяснение родителям и учащимся актуальности и сущности новой практики обучения;

— осмысление программного материала, мотивация учащихся к обучению по-новому – учитель планирует свою деятельность по внедрению модели «Перевернутый урок», анализирует программный материал и наиболее удачные ресурсы по представлению нового учебного материала для учащихся;

— создание собственной веб-страницы в Интернете;

— создание авторского медиаконтента;

— подбор и размещение видеоуроков, иных мультимедийных продуктов на странице с четкой инструкцией и учебными целями, заданиями – учитель может использовать готовые материалы из сети интернет, отражающие в полной мере суть изучаемой темы, либо предлагает собственные разработки. Учитель прилагает к видеоматериалу несколько вопросов, задания или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала;

— онлайн-консультирование, ответы на вопросы, возникающие при просмотре учащимися материалов дома – учитель делает акцент на сопровождении обучения и создания условий для познавательной деятельности учащихся. Если учащиеся имеют вопросы, могут получить онлайн-консультирование или выяснить их в группе на следующем уроке;

— подготовка практических заданий: задачи, эксперименты, мини-проекты – учитель имеет на учебном занятии возможность качественно организовать совместную учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса: решение задач, создание мини-проектов, проведение экспериментов и др.

Деятельность учащихся:

— осмысление и принятие обучения по-новому – знакомство с моделью «Перевернутый урок»;

— знакомство с веб-страницей учителя – учащимся дается ссылка на сайт, где размещаются материалы (видео или электронный образовательный ресурс) для самостоятельной подготовки по новой теме и выложены материалы к уроку;

— просмотр учебного видео по теме в интернете либо скаченного на свой смартфон, планшет или компьютер – учащийся может смотреть в удобное время и несколько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам;

— консультирование (при необходимости) с педагогом – учащиеся могут задавать вопросы, если что-то оказалось непонятным в онлайн-форме;

— подготовка вопросов по просмотренному материалу либо выполнение теста, ответы на вопросы – поскольку каждое учебное видео сопровождается четкими учебными целями и инструкцией, то учащиеся после просмотра выполняют прилагающиеся задания;

— практическое выполнение заданий: работа в группах, индивидуальные задания, тестирование – на учебных занятиях учащиеся выполняют задания и закрепляют изученный дома материал, работая в группах или индивидуально, консультируются у сверстников и у учителя.

От традиционного класса «перевернутый» отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно. Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учеником один на один.

Во избежание ряда проблем, связанных с «переворотом», переход от традиционного класса к «перевернутому» осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы «дать урок», передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ включает ожидаемые результаты, критерии и показатели оценки успешности внедрения инновации.

Модель «Перевернутый урок» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. При этом отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше внимания уделять отдельным ученикам или группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Учащиеся включены в активную учебно-познавательную деятельность, общаясь с одноклассниками и учителем. Учителю же предоставляется возможность использовать разные способы организации деятельности учащихся, при этом дифференцировать содержание заданий по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий и т.д., осуществлять коррекцию образовательного процесса, оперативную «обратную связь». Проще говоря, основные учебные действия меняются местами: то, что раньше было классной работой, осваивается сегодня в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе. Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.

Общие преимущества технологии «Перевернутый урок»:

— служит основой для реализации дифференцированного подхода;

— создаются условия активного обучения;

— используются новейшие технологии и различные гаджеты;

— образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого учени­ка;

— создаются условия для командной работы;

— развиваются лидерские качества учащихся в рамках учебных предметов;

— обучение носит характер персонализи­рованного;

— происходит активное взаимодействия учителя и ученика;

— создаются условия вседоступности к учебным материалам;

— создаются условия для диагно­стики качества знаний с помощью компьютерных технологий;

— родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребенка.

Преимущества для учащихся:

— осуществляется социализация и понимание учениками важности командной — работы;

— возможность обучения во внеурочное время;

— более высокая ответственность учеников за свое обучение;

— учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала;

— повышается интерес к учебным предметам, к групповой работе на уроке;

— ученики учатся в собственном темпе; учащиеся по­могают друг другу в учебе;

— учатся критически оценивать учебные достижения;

— создаются условия для развития ИКТ-компетентностей;

— гаджеты используются как инструмент обучения.

Преимущества для учителя:

— он выступает в роли наставника познава­тельной деятельности учащихся;

— осуществляет персонализированный подход за счет высвобождения времени на уроке;

— обеспечивает учеников качественными электронными образовательными ресурсами;

— обеспечивает активизацию учеб­ной деятельности во внеурочное время;

— имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи;

— привлекает к разным видам работ всех учеников класса;

— иначе организовывает учебную деятельность;

— имеет возможность компьютер­ной диагностики качества знаний;

— повышает свой уровень ИКТ-компетентностей.

Облачно ориентированная учебная среда служит платформой для осуществления технологии «Перевернутый урок» и обеспечивает использование учителем как популярных презентаций, опорных конспектов, так и новей­шего учебного видео, в частности видеоуроков.

Этапы реализации проекта

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (диагностический, прогностический)

Цель: создание психолого-педагогических условий для обеспечения качественной реализации инновационного проекта.

Предполагает:

1. Исследование познавательных запросов, потребностей и возможностей учащихся. Определение классов, групп, предметов для работы в рамках методики «Перевернутого урока».

2. Изучение теории, передового опыта методики «Перевернутый урок» и построение модели.

3. Оценка возможностей школы для реализации модели. Подготовка необходимых ресурсов.

4. Разъяснение сути модели учащимся и их родителям.

5. Подготовка учителей к работе в новых условиях.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Цель: реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.

Предусматривает:

1. Систематическое обучение учителей по вопросам организации образовательного процесса в новых условиях.

2. Планирование и организация педагогами пропедевтической подготовки к работе по методике «Перевернутого урока».

3. Методическая работа: подготовка учителей к работе с моделью «Перевернутого урока».

4. Мониторинг и анализ хода и промежуточных результатов процесса внедрения модели «Перевернутого урока».

5. Вовлечение учителей, не работающих по методике «Перевернутого урока».

6. Создание авторского медиаконтента.

3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Цель: подведение итогов внедрения модели, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций педагогическим работникам по созданию необходимых условий для внедрения модели «Перевернутый урок»

Предполагает:

1. Системный анализ и обобщение опыта реализации модели «Перевернутый урок»

2. Создание банка данных медиаконтента для работы по методике «Перевернутый урок».

3. Подготовка рекомендаций для распространения опыта.

На каждом этапе происходит осмысление результатов, промежуточная оценка проблем и корректировка действий по их преодолению и решению.

Это позволяет определиться в дальнейших шагах по внедрению выбранного направления деятельности.

При планировании внедрения модели «Перевернутый урок» в образовательный процесс  учитываются основные формы работы:

— индивидуальные (ведение инновационных дневников, творческие отчеты, обобщение ППО, участие в профессиональных конкурсах, создание персональных сайтов, блогов, курсы повышения квалификации);

— групповые (работа творческих групп, консультации, тренинги, семинары, педагогические чтения, разработка локальных актов, вебинары и т.д.);

— фронтальные (диагностика, научно-практические конференции, инструктивно-методические совещания, педагогический совет).

Мониторинг

МОНИТОРИНГ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК»

Мониторинг включает:

— наблюдение и измерение с целью контроля, оценки и прогноза внедрения модели «Перевернутый урок» в образовательный процесс;

— систему сбора, анализа, обработки, хранения, представления информации о внедрении модели «Перевернутый урок»;

— систему выявления и оценивания промежуточных и конечных результатов, а также условий, созданных в учреждении общего среднего образования, влияющих на эти результаты;

— оценку соответствия фактических результатов по внедрению модели «Перевернутый урок» заявленным целям;

— измерение характеристик педагогического взаимодействия в системе внедрения модели «Перевернутый урок».

ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК»

Результаты обучения (знания, умения и навыки):

1) уровень успеваемости;

2) качество знаний по предметам;

3) рейтинг учебных предметов;

4) познавательная мотивация.

Система педагогического взаимодействия:

1) учащиеся – педагоги;

2) педагоги, внедряющие модель, в своем профессиональном сообществе;

3) педагоги, внедряющие модель, с администрацией учреждения образования

ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК»

Предмет мониторинга конкретизируется:

— на уровне учащегося учреждения общего среднего образования, который обучается по модели «Перевернутый урок» – это динамика знаний, умений, навыков, познавательной мотивации;

— на уровне педагога – динамика становления профессиональных компетенций по внедрению модели «Перевернутый урок»;

— на уровне руководителя учреждения общего среднего образования – изменения в педагогических достижениях учреждения образования в сфере учебной деятельности.

Список литературы

1. Библиотека видеоресурсов Академии Хана (Khan Academy) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.khanacademy.org.

2. Запрудский, Н.И. Перавернуты ўрок // Настаўніцкая газета. – 14 мая.– 2015. – С. 17.

3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3. – Минск, Сэр-Вит, 2017

4. Ищенко, А «Перевернутый класс» — инновационная модель обучения. Опыт практической реализации на уроках немецкого языка. Режим доступа: https://www.ug.ru/method_article/876 – Дата доступа: 22.10.2016.

5. Курвитс, М. Перевернутый класс как организация личностно-ориентированного подхода в образовании / М.Курвитс, Ю.Курвитс //

6. Курвитс, М. Образовательные инновации живут здесь. Режим доступа: https://marinakurvits.com. – Дата доступа: 25.09.2019.

7. Логинова, А.В. Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей использовать современные технологии в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1399-1402.

8. Логинова, А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс». Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/18143. – Дата доступа: 25.09.2019.

9. Модель смешанного обучения «Перевернутый класс»: форум // Сетевое сообщество учителей «Открытый класс» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/431028. – Дата доступа: 25.09.2019.

10. Наука и техника // Lenta.ru [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2013/06/26/khan. – Дата доступа: 25.09.2019.

11. Перевернутый класс: форум // Сетевое образовательное сообщество Педсовет.org. [Электронный ресурс] – 2013. – Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479. – Дата доступа: 07.03.2017.

12. Перевернутый класс: технология обучения ХХI в.  – Режим доступа: http://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka – Дата доступа: 25.09.2019.

13. Топ-10 правил при переводе класса на новую методику – перевернутое обучение. Режим доступа: http://ed-today.ru/20-top-10-pravil-pri-perevode-klassa-na-novuyu-metodiku-perevjornutoe-obuchenie. – Дата доступа: 25.09.2019.

14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96с.

15. 10 педагогических принципов, которые окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014. – Дата доступа: 25.09.2019

В помощь учителю

1. Мастер-класс «Перевёрнутый урок в начальной школе» https://infourok.ru/masterklass-perevyornutiy-urok-v-nachalnoy-shkole-1183714.html

2. Тихоновецкая И.П. Мастер класс по «перевернутому обучению» https://ingat1973.wixsite.com/pvklass

3. Тихоновецкая И.П. Обобщение опыта «Перевернутый» урок как средство становления самообразовательной компетенции» https://metkab2015.blogspot.com/p/blog-page_22.html

4. Драница Н.В. Урок «Производство, передача и потребление электроэнергии» (технология «перевернутый» урок) https://multiurok.ru/files/urok-proizvodstvo-pieriedacha-i-potrieblieniie-eli.html

5. Драница Н.В. Урок «Будова атама. Іоны» (технология «перевернутый урок») https://multiurok.ru/files/urok-budova-atama-iony.html

6. Уроки кверху ногами.  https://mel.fm/shkola_budushchego/3792568-flipped_learning

7. Формат описания урока. Модель «Перевернутый класс» https://www.1urok.ru/categories/10/articles/13993

8. Запрудскі М. І.. Перавернуты ўрок — перспектыўная тэхналогія навучання

9. Сухорукова Евгения Георгиевна. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ УРОК